Альфа Любви
Маргарита & Димитрий Рефери

Храмы и монастыри вокруг Дхарамсалы

Что посетить в районе «маленькой индийской Лхасы» в Индии

Дхарамсала и МакЛеод Ганж

Мани-камни
Мани-камни в Дхарамсале — Ом Мани Падме Хум
Дхарамсала (Dharamsala, высота — 1219 м., население — 20 тысяч человек) — главный город района Кангра штата Химачал Прадеш, Индия. Дхарамсала, означающая в переводе «дом отдыха для паломника», — это один из 80 горных курортов основанных британцами в Индии. В дорожном путеводителе его также называют «Шотландией Индии». Резиденция Его Святейшества 14-го Далай-Ламы Тензина Гьяцо находится в пригороде Дарамшалы (так Дхарамсалу величают индийцы), в МакЛеод Ганж (McLeod Ganj, высота 1770 м), в «маленькой индийской Лхасе».
Дхарамсала
Вид на Дхарамсалу с террасы кафе
Далай-Лама получил здесь убежище после того, как в 1959 году ему пришлось покинуть захваченный китайскими войсками Тибет. В сопровождении своей свиты он пешком перешёл через Гималаи, проложив дорогу еще для 250 тысяч тибетцев, которые последовали за ним. Беженцы селились в Непале, Индии, Бутане и других странах и создавали сообщества, вместе выживая в новых условиях. Одно из поселений тибетских беженцев находится в Дхарамсале, там же где и Тибетское правительство в изгнании.

Уже более полувека Далай-Лама путешествует по всем континентам, встречаясь с главами стран, которые он посещает, неся миру идеи ненасилия, межрелигиозного понимания, глобальной ответственности и сострадания.

Официальная резиденция Далай-Ламы входит в комплекс Цуглагканг (Tsuglagkhang), в котором также расположены монастырь Намгьял, музей Тибета и храм Цуглагканг, являющийся аналогом храма Джоканг в Лхасе.
Цуглаканг
Вид на вечерний Цуглаканг
Нередко на главной площади МакЛеод Ганж можно увидеть процессию, состоящую из монахов, простых тибетских жителей и приезжих иностранцев, бредущих с горящими свечами по улицам к главному храму, где совершаются молебны по погибшим накануне в Тибете тибетцам.
Процессия на площади МакЛеод Ганж
Процессия на площади МакЛеод Ганж
В МакЛеод Ганж бесчисленное множество торговых лавочек, где продаются тибетские шерстяные пледы и яркие разноцветные носки, книги, украшения, благовония, сувениры со слониками и прочие нужные и полезные для путешественников вещи.
Спящий торговец, смеющиеся монахи, европейский покупатель на улочке Маклеод Ганж
На улочках МакЛеод Ганж
Говорят, Дхарамсала занимает второе место в Индии по количеству осадков. Проживая там в сезон дождей, можно узнать, что такое вечный дождь и бесконечный туман. А также то, что облака бывают за окном, даже если оно не иллюминатор, и как может «тучка ночевать на груди утеса-великана».

Облака повисли почти над головой и стремятся вниз, сползая по склонам гор. Здесь они выглядят туманом, стремительно опускающимся на землю. Внизу горы, вокруг горы, мы на горах и в горах. Влажно. Очень влажно. Сыро. Мокро. Так в течение дня меняется погода. Солнце там за облаками, за горами, под горами, а здесь дождь и дождь, и снова дождь.
Облако на горе и между гор
Вид из отеля на облако в МакЛеод Ганж
Вокруг Дхарамсалы есть множество различных храмов и монастырей. В некоторых из них мы побывали.

Храм Шивы в Байджнатхе

Индийскому храму Шивы в Байджнатхе (Baijnath Shiva Temple) уже более тысячи лет. А лингаму на его алтаре уже несколько тысяч лет.
Основное здание храма Шивы
Храм Шивы в Байджнатхе, Индия
Говорят, что храм основан на одном из мест действия индийского эпоса «Махабхарата». Когда-то Арджуна с братьями удалился в лес на 13 лет именно в этих краях, и год своего затворничества провёл в местах, где впоследствии был построен этот храм.
Священные животные перед входом в храм Шивы
Священные животные перед входом в святилище
Сначала на этом месте был просто лингам. Потом был возведён храм, который неоднократно разрушался, но последняя постройка стоит уже десяток веков. Здание действительно очень древнее. Внутри и снаружи стены заполнены потёртыми временем и ветрами каменными росписями.

Перед входом в храм стоит телец, глядящий внутрь. Над крыльцом висит колокол, ударив в который, каждый входящий возвещает Шиве о своём приходе. В храмовом зале уже которую сотню лет индусы совершают пуджу, молясь и восхваляя Шиву.
Верхом на Гаруде
Снаружи храма Шивы
Основное здание храма выполнено в форме лингама, устремленного вверх. Лингам — это символ позитивной энергии, духа, мужского начала. Можно сказать, что это похоже на ракету ;-)
Йони-лингам
Йони-лингам
По периметру двора вокруг древнейшего духовного символа размещены другие лингамы. Они обвиты змеем кундалини и соединены с женским началом. Двор храма, окружающий центральное здание-лингам, также символизирует Мать-Материю, пронизываемую Отцом-Духом.

Монастырь Шераблинг

Торма в Шераблинге
Подношения (торма) в храме монастыря Шераблинг
Монастырь Шераблинг (Sherabling) находится в штате Химачал Прадеш, Индия. Полное название монастыря — Палпунг Шераблинг, это местонахождение 12-го Кентинг Таи Ситупы (Kenting Tai Situpa). Шераблинг расположен в долине Кангра среди уютных холмов, покрытых хвойными деревьями. Комплекс зданий монастыря ведёт свою историю с 1975 года.
Золотая крыша Шераблинга и лунги
Храм монастыря Шераблинг, Химачал Прадеш, Индия
На подъезде к монастырю стоит целый комплекс ступ с огромными молитвенными барабанами. Ступы окружены стройными кедрами и растениями с красивыми цветочками. А возле первой ступы паломников встречает цветущее чудо-дерево-куст. Всё ухожено, ступы как будто бы вчера побелены — ни пятнышка, ни щербинки, ни трещинки. Вокруг ни души кроме коровки, щиплющей травку. При этом всё так заполнено заботой и выполненной с душой работой, что чувствуешь себя уютно и комфортно как дома. Вдали за зелеными деревьями виднеется позолоченная крыша монастыря. Вереница ступ растянулась на две сотни метров вдоль дороги — их девять больших и великое множество маленьких.
Ступы на пути к Шераблингу
Ступы по пути к монастырю
Такое бывает не часто, когда вновь построенный храм или монастырь обладает не меньшим зарядом энергии, чем древнее, проверенное временем святилище.
Вход в храм монастыря Шераблинг
Вход в храм монастыря Шераблинг
Монастырь Кармапы являет пример новодела, которому чего-то не достаёт. А вот монастырь Шераблинг совсем другое дело. Там тоже хорошие и добротные здания как и в монастыре Гьюто, но это еще не всё. Какой там храм! Он не просто радует великолепными, разноцветными, тщательно прорисованными настенными росписями при входе и внутри, а по-настоящему наполняет тебя непередаваемым ощущением мира и спокойствия. Для создания подобных настенных росписей необходима серьёзная концентрация, то есть — концентрированная энергия, и ей там пропитано всё вокруг.
Внутри храма монастыря Шераблинг
Внутреннее убранство
В центре храма находится огромная статуя Будды Майтрейи. Рядом с ней расположены статуи, фигуры и фигурки других буддийских божеств, а также фотографии Далай-Ламы и Кармапы. У ног Будды и около фотографий лам стоят сделанные из масла и муки раскрашенные лотосы и маленькие ступы. Они используются во время ритуалов подношений.
Мальчики-монахи занимаются каллиграфией
Юные монахи
Выйдя через боковую дверь, обойдя алтарь с левой стороны, попадаешь в задний коридор. В конце коридора можно встретить сидящих на полу мальчиков-монахов, занимающихся каллиграфией. Юные монахи Тибета тщательно и усердно выводят чернилами в тетрадках тибетские письмена. Начальные уроки на развитие концентрации, начального этапа для любой медитации.

Вокруг храма разбит зелёный двор, есть отличная столовая и спортивная площадка, а также комнаты для гостей. Воздух свежий, люди добрые, солнышко греет… Прям-таки возникает желание, что называется, уйти в монастырь :-)

Садху в храме богини Чамунды

Садху
Садху в храме богини Чамунды
Храм Богини-Защитницы Чамунды занимает достаточно большое пространство, расположившись на берегах быстрой горной реки. На другой её стороне от основного храма нас встретил местный садху.
Вид с моста на горную реку
Горная река, на берегах которой расположен храм богини Чамунды
Сначала садху попозировал нам на берегу реки для фотосъёмки, а потом пригласил нас на чашечку чая масала (это индийский чай со специями, молоком и сахаром). Садху прямо тут же при нас его приготовил, совершив небольшой ритуал с огнём.
Садху на валуне
Садху позирует над бурной рекой
У садху длиннющие, не стриженные с 9 лет волосы, завязанные в косички и закрученные узлом-шапочкой на макушке.

Он живёт в помещении в шесть квадратных метров. Там отсутствует одна стена, то есть жильё находится практически на улице, но на территории храма. В центре жилища место для дхуни, это костёр, на котором садху готовит пищу, и у которого он медитирует. Роберт Свобода говорит, что дхуни служит для садху телевизором: он смотрит в него и знает обо всём, что происходит в мире.
Садху возле дхуни
Садху возле дхуни в своём жилище
Садху показывал нам священные изображения, одно из которых он обдал кипятком, зачерпнув его голой рукой, после чего изображение удивительно красочно засияло.

Также он нам дал посмотреть вырезки из газетных статей, в которых размещены статьи с фотографиями различных святых мест Индии. Среди разных картинок оказалась фотография Джорджа Буша-младшего, к которому садху относится с искренним почтением. Интересно, видел ли он американского экс-президента в своём дхуни-телевизоре? :-)

Монастырь Гьюто и Кармапа Огьен Тринли Дордже

Фигурки буддийских божеств в храме монастыря Гьюто
Фигурки буддийских божеств в храме монастыря Гьюто
Его Святейшество 17-ый Кармапа (Karmapa) — третий по важности тибетский лама после Далай-ламы и Панчен-ламы — имеет резиденцию в монастыре Гьюто в Северной Индии. Его зовут Огьеном Тринли Дордже. Это молодой человек с красивым, приятным, умным, благородным лицом.
Портрет Кармапы
Портрет Кармапы в храме монастыря Шераблинг, Индия
В декабре 1999 года он бежал из Тибета в Индию, где получил статус беженца и резиденцию в монастыре Гьюто. Получить резиденцию в главном монастыре буддийского направления Кармапа Румтек, находящемся в другом штате, ему не позволили власти Индии. Это было сделано, чтобы не создавать дополнительного напряжения с Китаем, власти которого и без того были возмущены бегством Кармапы из Тибета.
Храм в монастыре Гьюто
Храм в монастыре Гьюто Кармапы, Индия
Храм был построен совсем недавно, на рубеже 21-го века. Всё там очень ухожено и добротно: красивые дома, где живут монахи, трава, цветочки, дорожки и храм.
Монахи в Гьюто
Монахи готовятся к проведению 10-дневной пуджы в Гьюто
В «Тибетской книге жизни и смерти» Согьяла Ринпоче описана история смерти предыдущего, 16-го Кармапы в одном из госпиталей Чикаго в 1981 году. Жизнь этого великого мастера была вдохновением для его учеников. Работники госпиталя, которые присутствовали во время нескольких месяцев болезни и последующей смерти Кармапы, стали свидетелями невероятной силы его духа и увидели в действии буддийскую практику облегчения страданий других существ.
Кармапа и Майтрейя
Портрет Кармапы возле Майтрейи. Шераблинг, Индия
Каждый день у Кармапы открывались симптомы новых болезней, заменяясь на следующий день другими. Доктора сделали ему множество операций, но сдались и подумывали об отключении системы жизнеобеспечения, а Кармапа продолжал жить, шутить и улыбаться, присутствуя в полном сознании, и поддерживая своим позитивным настроем весь госпиталь. Его ученики видели, что он намеренно подвергал себя страданиям, облегчая таким образом карму других существ.

Есть люди, которые целиком посвятили себя духовному. Их жизнь подчинена воле, духу, дисциплине, а сердце полно любви к ближнему. Их ум занят проблемами человечества, Земли и всей нашей Вселенной. Они полны сострадания, и потому их медитации направлены на спасение людей от многих катастроф. Встреча с таким великим человеком (Посвящённым) — большое благо, жить или находиться в том же городе — это уже быть погружённым в его ауру Любви и Мудрости.
Далай-лама и Будда
Статуя Будды в храме Гьюто

Данная статья написана по материалам книги «Альфа Любви»

Made on
Tilda