МиД Рефери
Маргарита & Димитрий Рефери

Астрология в Италии

Астрология издавна внедрена в культуру Италии и весьма популярна по сей день. В 2009 году итальянцы потратили более 6 миллиардов евро на предсказателей и астрологов, у которых они искали совета по финансовым вопросам.

Древние корни астрологии в культуре Италии

Астрология издавна внедрена в культуру Италии. Даже названия дней недели на итальянском языке соответствуют их астрологическим управителям:
  • понедельник — Lunedi — день Луны,
  • вторник — Martredi — день Марса,
  • среда — Mercoledi — день Меркурия,
  • четверг — Giovedi — день Юпитера,
  • пятница — Venerdi — день Венеры,
  • суббота — Sabato — день Сатурна,
  • воскресенье — Domenica — день Бога (Солнца).
Астрология также играла важную роль в итальянском Ренессансе.[2] Например, члены Платоновской академии в Кареджи в 15 веке, такие как Марсилио Фичино, практиковали астрологию. Или другой пример — в Риме в спроектированной Рафаэлем часовне Киджи (Capella Chigi) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо есть его мозаика «Сотворение мира» с изображением планет и Зодиака. (В современное время эта капелла получила известность как одно из мест действия книги и фильма «Ангелы и демоны» Дэна Брауна.)
Юпитер, Рыбы и Стрелец на куполе часовни Киджи
В центре этого фрагмента купола часовни Киджи изображена персонификация планеты Юпитер — седовласый мужчина. По бокам от него видны символы Рыб и Стрельца, знаков зодиака, которыми Юпитер управляет.

Папы римские и астрология

В связи с упомянутым Дэном Брауном, большим экспертом по теориям заговоров о Римско-католической церкви, можно вспомнить и про отношение пап римских к астрологии. Конечно, строго говоря, папы римские живут в государстве Ватикан (а не в Италии) и избирают их из числа кардиналов самых разных стран, так что зачастую их связь с Италией скорее косвенная, чем прямая. Тем не менее рассматривать Римско-католическую церковь в отрыве от Италии было бы довольно странным.

Нынешний папа римский Франциск периодически выступает против астрологии и гороскопов. Обычный его посыл состоит в том, что надо иметь веру не в гороскопы, а в Христа.[1] В качестве примера о необходимости веры он приводит эпизод из Евангелия от Матфея (14:22−33), в котором Пётр пошёл по воде к Иисусу, но усомнился, испугавшись ветра, и стал тонуть. На этой основе Франциск выводит тезис:
«Когда мы не держимся за Слово Господне, а сверяемся с гороскопами и консультируемся у предсказателей, мы начинаем тонуть»
Франциск
папа римский
Надо признаться, что это довольно странный тезис (даже если отложить в сторону то, как Франциск его развивает, запутывая образы). Надо не забывать, что ровно на таких же основаниях, что приводит Франциск против гороскопов, можно отвергать и науку (чем церковь длительное время и занималась). Ибо наука тоже прогнозирует развитие событий, для этого законы природы и открываются.
Изрядную часть человеческой деятельности надо тогда просто отменить, как симптом недостатка веры в Слово Господне. Начать можно с отмены медицины и исцеляться от какого-нибудь аппендицита исключительно верой, молитвой и постом.
С другой стороны, Франциск, конечно, прав в том, что призывает свою паству к вере (все христиане помнят слова Христа в Мф. 17:20 о вере с горчичное зерно, которая может словом передвинуть гору). Но зачем эту веру воспитывать на избирательном антагонизме (в данном случае к астрологии) — непонятно.

Впрочем, не будем забывать, что на протяжении истории отношение к астрологии со стороны пап римских было различным. Были и гонители, были и восхвалители. Например, папа римский Сикст IV (1414—1484), оставивший после себя внушительное культурное наследие, включающее Сикстинскую капеллу, был очень высокого мнения об астрологии, благоволил ей как и прочим наукам и искусствам.
Сикст IV
Сикст IV. Портрет работы Тициана
Сикст IV так высоко ценил астрологию, что на его гробнице даже высечены четыре астрологических афоризма из птолемеевского Центилоквиума. Так что астрологическое наследие пап римских многогранно и неоднозначно, а не сугубо негативно, как можно было бы подумать во время прослушивания современной проповеди папы Франциска.

Шесть миллиардов евро за год на предсказателей и астрологов

Считается, что суеверия весьма распространены в Италии. По информации Европейской ассоциации потребителей, экономический спад в Италии, наихудший со времён Второй мировой войны, побудил итальянцев потратить в 2009 году более 6 миллиардов евро (5 миллиардов фунтов стерлингов) на предсказателей и астрологов, у которых они искали совета по финансовым вопросам.[3]

Южная часть Италии имеет репутацию наиболее суеверной, больше всего денег на предсказания тратят северная и центральная части Италии. Лидером по обороту предсказаний за деньги являются Ломбардия и Милан — 90 миллионов евро в год, следом идут Лацио и Рим.

Итальянцы также имеют древнее пристрастие к нумерологии, которая нашла отражение во многих аспектах итальянской культуры — от музыки и архитектуры до астрологии. Многие современные итальянские мужчины после выхода на пенсию посвящают своё свободное время не только просмотру футбола по телевизору, но и игре в лотерею, интерес к которой во многом связан с мистическим отношением итальянцев к числам.[2]

Крупные астрологические организации и значимые астрологи Италии

Среди современных итальянских астрологических организаций и школ выделяется Centro Italiano di Astrologia (CIDA, ит. Итальянский центр астрологии) — наиболее значимая итальянская астрологическая организация, имеющая отделения в большинстве регионов Италии. Центр проводит курсы, семинары и конференции, с 1970 года печатает ежеквартальный 200-страничный астрологический журнал «Linguaggio Astrale» («Язык звёзд»).[4]

Есть также Albo Professionale Nazionale Degli Astrologi — Национальная профессиональная ассоциация астрологов, основанная в 1989 году. Ассоциация проводит курсы обучения, членство в ней необходимо раз в два года подтверждать путём сдачи экзаменов.

Наиболее известные итальянские астрологи 20−21 века:[5]
  • Лиза Морпурго (Lisa Morpurgo) — автор большого количества работ по астрологии, основной из которых является многократно переизданная книга 1972 года «Introduzione all’Astrologia e decifrazione dello Zodiaco» («Введение в астрологию и расшифровка Зодиака»). Имеет большое количество последователей в современной Италии.
  • Анджело Брунини (Angelo Brunini) — эзотерик и автор бестселлера 1964 года «L'Avvenire non è un mistero» («Будущее — это не тайна»).
  • Грациа Бордони (Grazia Bordoni, р.1945) известна собранной из многочисленных источников большой базой данных дат рождений (Centro Raccolta Data Astrologici).
  • Грациа Мирти (Grazia Mirti) — автор книг по астрологии, преподаватель, работала редактором астрологического ежеквартальника «Linguaggio Astrale», издаваемого CIDA.

Примечания

  1. Harris E. Trust in Christ – not in horoscopes, Pope Francis says // Vatican City, Aug 13, 2017.
  2. John Hendrix Calcio and Astrology in Modern Italy // History and Culture in Italy. — University Press of America, 2003. — 267 с. — С.53-54.
  3. Nick Squires Italians spend £5 billion a year on fortune tellers and astrology // The Telegraph, 07 Feb 2010.
  4. James R. Lewis The Astrology Book: The Encyclopedia of Heavenly Influences. — Visible Ink Press, 2003. — Body, Mind & Spirit — 889 с. — С.834. — ISBN 9781578593019.
  5. James H. Holden A History of Horoscopic Astrology. — American Federation of Astr, 2006. — 400 с. — С.271. — ISBN 9780866904636.
  6. Изображение: Dietmar Rabich / Wikimedia Commons / “Rome (IT), Kolosseum -- 2013 -- 3386” / CC BY-SA 4.0; File:Portrait of Pope Francis (2021).jpg; File:Luigi da Pace su dis. di raffaello, moasici della cappella chigi con dio padre e i pianeti, 1516, 03 giove.jpg; File:Tizian Portrait Papst Sixtus IV ca. 1545-46 Uffizien Florenz-01 (cropped).jpg

Made on
Tilda