МиД Рефери
Маргарита & Димитрий Рефери

Астрология и наука

Как Кеплер, Фейерабенд и Верховный суд Бомбея защищали астрологию
Информация из нижеследующих статей вошла в нашу книгу «Астрология и наука»

Верит ли в астрологию человек 21 века?

Результаты опросов и исследований об отношении к астрологии.

Каждый пятый британец верит в астрологию

Согласно проведённому в 2008 году исследованию 22% великобританцев верят в астрологию и 15% — в предсказания и Таро.

Исследование проводилось в октябре-ноябре, и его результаты в сравнении с итогами опроса 1951 года «особенно шокировали» исследователей. В 1951 году только 7% опрошенных сказали, что они верят в предсказание по картам и 6% — в предвещание по звёздам.

Согласно исследованию 2008 года большинство британцев верят в небеса и жизнь после смерти, 70% — в существование человеческой души. Половина населения Лондона (это наивысший показатель в Великобритании) верит в призраков.

В Шотландии был выявлен наивысший процент тех, кто верит в предсказания и Таро (18%), а в Уэльсе больше всего людей, верящих в реинкарнацию (32%).

Комментируя результаты опроса, исследователь Пол Вули (Paul Woolley) отметил, что оптимистичная вера в «способность науки и интеллекта всё объяснить» закончилась несколько декад назад. Тем не менее, опрос 2008 года зафиксировал небольшой рост скептицизма по отношению к сверхъестественному, произошедший в течение последних десяти лет. Так, согласно опросу 1998 года в предсказания верили 18%, и 38% — в астрологию.
Каждый четвёртый американец верит в астрологию

По данным Национального научного фонда США, не менее четверти населения США верит в астрологию. При этом 56% опрошенных сказали, что астрология «совсем ненаучна» («not at all scientific»), 9% — «очень научна» («very scientific»), 31% — «отчасти научна» («sort of scientific»). (Необходимо сделать оговорку, что по-английски слово «science» относится только к естественным наукам, принадлежность астрологии к которым и оценивали опрашиваемые.)

Наиболее скептически к астрологии настроены выпускники вузов: 74% из них считают астрологию «совсем ненаучной». Аналогичного мнения об астрологии придерживаются 45% тех, кто не окончил старшие классы, и 52% тех, кто получил полное среднее образование, но не имеет высшего.

32% жителей США верят в то, что «некоторые цифры особенно удачны для некоторых людей» («some numbers are particularly lucky for some people»).

Исследования также показали, что не менее половины американцев верит в существование экстрасенсорного восприятия. Данные опросов 2001 года показывали, что 60% опрошенных жителей США согласны с тем, что «некоторые люди обладают психическими силами или экстрасенсорным восприятием». В целом с 1990 по 2001 произошёл значительный рост веры американцев в паранормальные феномены.
Европейцы верят в астрологию больше, чем американцы

Вера в астрологию более распространена в Европе чем в США. По данным Европейской комиссии 2001 года, 53% европейцев считают, что астрология «скорее научна» («rather scientific»), а 39% полагают, что «совсем ненаучна». При этом только 42% считают научной экономику, 65% — психологию, и 33% — историю.

46% европейцев верят, что «некоторые цифры особенно удачны для некоторых людей» (этот показатель выше чем в США).
28% россиян верят в астрологию

По данным опроса, выполненного «Левада-Центром» в 2013 году, 28% россиян верят в астрологические предсказания, что на 6% меньше чем в 2000 году. Наибольшее доверие астрология вызывает у женщин (36%), лиц моложе 25 лет (38%), со средним образованием (34%) и живущих в городах с населением 100−500 тысяч человек (35%).

По данным опроса, в приметы верят более половины россиян (52% против 57% в 2000 году), а в вещие сны — 43% (51% — в 2000 году). Интересно отметить, что больше всего в приметы верят женщины (61%), россияне моложе 25 лет (62%), люди с высшим образованием (55%) и москвичи (70%).
Более 40% австралийцев верят в астрологию

Проведённый в 2009 году опрос выявил, что 68% австралийцев верят в Бога или всемирный дух. Почти половина опрошенных сообщила, что верит в сверхъестественные силы, такие как экстрасенсорное восприятие, а 41% австралийцев верит в астрологию.

Почти каждый четвёртый австралиец не верит ни в Бога, ни во всемирный дух. Семь процентов опрошенных затруднились с ответом.

Иоганн Кеплер и подлинная родословная астрологии

Иоганн Кеплер

Иоганн Кеплер

Кеплер астрологию не хулил, а любил.

Она ему давала силы знать и мочь.

Э.М.

«Астрономия — дочь Астрологии» — именно так говорил Иоганн Кеплер в «Рудольфинских таблицах». Представление Кеплера о семейных отношениях астрологии и астрономии часто подаются в литературе в усечённом варианте. В нашей с вами современности наибольшей популярностью пользуется лишь цитата Кеплера о «глупой дочке астрономии». Однако это лишь часть того генеалогического древа, о котором говорил Кеплер.

С «третьей стороны»

Иоганн Кеплер — научный романтик, астролог и астроном, один из величайших учёных мужей написал в своей книге «Tertius Interveniens» («Третья сторона»[1]) в 1610 году абзац, который стал одной из самых известных его цитат:
«Конечно, эта астрология — глупая дочка, но, Боже мой, куда бы делась её мать, высокомудрая астрономия, если бы у неё не было глупенькой дочки! Свет ведь ещё гораздо глупее и так глуп, что для пользы этой старой разумной матери глупая дочка должна болтать и лгать. И жалованье математиков так ничтожно, что мать бы, наверное, голодала, если бы дочь ничего не зарабатывала»
Приведённая цитата Кеплера за несколько столетий была размножена по его биографиям, также как и по статьям, хулящим астрологию. Однако смысл цитаты не столь прост, как может показаться с первого взгляда.

Астрономия — дочь астрологии

Исследователь Кеннет Негус (Kenneth G. Negus) сделал немало для восстановления правдивой истории об отношении Кеплера к астрологии. В своём переводе выдержек из книг Кеплера на английский язык, он дал следующий комментарий по выше приведённому отрывку из «Третьей стороны»: «Важно заметить, что Кеплер здесь имеет в виду особый вид астрологии ["эта астрология"], а не всю астрологию».[2] Для убедительности Негусу не хватало лишь небольшого убедительного штриха — слов самого Кеплера, недвусмысленно это подтверждающих.

Действительно, Кеплер отличал популярную астрологию от подлинной, как он её называл. Вот что написал Кеплер в 1627 году в приложении к «Рудольфинским таблицам»,[3][4][5] таблицам движений планет, составленным им на основе наблюдений Тихо Браге и открытых законов движения планет:
«Астрономия — дочь Астрологии, а эта современная астрология, с другой стороны, — дочь Астрономии — имеет некоторые черты своей бабушки; и, как я уже сказал, эта глупая дочь, астрология, поддерживает свою мудрую, но нуждающуюся мать, Астрономию, за счет прибыли от профессии, не считающейся заслуживающей доверия»
В оригинальном тексте «Рудольфинских таблиц» в слове Astrologia, которая «мать астрономии», красиво с вензелями выведены первая и последняя буквы. Что же касается астрологии, «глупой дочки астрономии», то она написана просто и без вензелей.

Биограф Кеплера Макс Каспар прокомментировал этот отрывок из «Рудольфинских таблиц» следующим образом:
«пожилая мать (астрология) не должна была позволять себе жаловаться, что она стала брошенной и презираемой своей неблагодарной дочерью (астрономией)»[6]
Гармония мира и подлинная астрология

В «Die Astrologie» Иоганн Кеплер писал: «Философия, и, следовательно, подлинная астрология, является свидетельством Божьего промысла и потому свята».[7]

Кеплер рассматривал мир как манифестацию Божественной гармонии.[8] В основе всего его научного творчества лежал поиск гармонии мира — предустановленного порядка, вложенного в творение Господом Богом.[9]

Собственную, весьма отличающуюся от общепринятой, подлинную астрологию Кеплер изложил в четвёртой книге своего труда — «Гармония мира».[10] Но это будет темой другой статьи.

Источники

[1] В этой книге Кеплер изложил свою реакцию на спор хулителя и защитника астрологии, заняв третью сторону. Отсюда и название его работы.
[2] Kenneth G. Negus Kepler's Astrology (Excerpts selected and translated)
[3] Lives of eminent persons; consisting of Galileo, Kepler. — 1833. — С.51.
[4] Rev. William R. Williams The Bible Question Decided in a Correspondence. — 1852.
[5] Walter William Bryant Kepler. — Society for promoting Christian knowledge, 1920. — 62 с. — С.54.
[6] Max Caspar, Clarisse Doris Hellman Kepler. – Courier Dover Publications, 1993. – С.349.
[7] «Die Astrologie des Johannes Kepler». Цитируется по James R. Lewis The astrology book: the encyclopedia of heavenly influences. – С.383.
[8] E.J.Aiton, A.M.Duncan, J.V.Field Preface // The Harmony of the World by Johannes Kepler. – American philosophical society, 1997. – С.vii.
[9] Данилов Ю.А. Гармония и астрология в трудах Кеплера. 1995.
[10] Там же.

Пол Фейерабенд и «Случай с астрологией»

Пол Фейерабенд

Пол Фейерабенд // фото: Grazia Borrini-Feyerabend

Американский философ науки Пол Фейерабенд в главе «Случай с астрологией» («Strange case of astrology») своей книги «Наука в свободном обществе» 1978 года[1] в одиночку обличил 186 учёных в сомнительных основаниях их критики астрологии.

Фейерабенд показал, что содержание заявления учёных, опубликованного в 1975 году в журнале «The Humanist», было весьма сомнительным с точки зрения методологических оснований,[2] а их стиль напоминал средневековый демонологический трактат «Молот ведьм», которому заявление учёных при этом сильно уступало в знании критикуемого предмета.[3]
Некоторые нобелевские лауреаты, подписавшие критическую петицию, были подловлены на том, что вообще не были знакомы с астрологией и её положениями.
Анализируя аргументы из заявления 186 учёных и двух сопроводительных статей, Фейерабенд ссылался на научные работы, свидетельствующие о том, что положение планет влияет на Солнечную активность, которая, в свою очередь, «оказывает глубокое влияние на жизнь».[4] Приводя результаты исследований Ф. А. Брауна о реакциях устриц и картофеля на фазы Луны, Фейерабенд сделал вывод о том, что утверждение критиков о физической невозможности рассматриваемых в астрологии т. н. планетарных влияний («стены, ограждающие наше помещение, защищают нас от многих известных видов излучения») основано на незнании, но при этом являет собой «пример твёрдой убежденности».[5]

Также Фейерабенд отметил, что учёные опирались на «птолемеевскую» «допотопную» антропологию, когда «окончательно ниспровергали» астрологию «на том основании, что „астрология возникает из магии“».[6] Он обратил внимание на то, что и наука была в своё время тесно взаимосвязана с магией, и, по логике учёных, это должно стать основанием отвергнуть и науку.
Резюмируя разбор основных аргументов, Фейерабенд отметил самоуверенность учёных, с которой они «готовы отстаивать свой авторитет даже в тех областях, о которых они не имеют ни малейшего представления».[6] По мнению Фейерабенда, критика 186 учёными астрологии являлась примером единодушия, основанного на общих предрассудках и политических решениях, а не научной полемике.[7]
Тем не менее Фейерабенд пояснил, что он не пытался защитить современную астрологию, поскольку большинство современных ему астрологов мало чем отличалось в своём невежестве и самонадеянности от критикующих астрологию 186 учёных. По мнению Фейерабенда, сегодняшняя астрология похожа на средневековую астрономию: «в ней содержатся интересные и глубокие идеи, однако они искажены и представлены в карикатурном виде, удобном для тех, кто их использует», а астрологи используют идеи «лишь для сочинения наивных правил и фраз с целью произвести впечатление на невежественных людей».[8]

В 1982 году критическое заявление 186 учёных и «Случай с астрологией» П. Фейерабенда были изданы в сборнике статей «Философия науки и оккультизм» («Philosophy of Science and Occult»), где была сделана попытка объединить философию науки с оккультными традициями.[9] На страницах книги под редакцией профессора Патрика Грима было помещено почти три десятка статей различных авторов, пытавшихся решить центральный вопрос философии и методологии науки — существуют ли реальные критерии отделения науки от ненауки,[2] имеет ли проблема демаркации решение, или же она представляет собой псевдопроблему?

Источники

[1] Feyerabend P. The Strange Case of Astrology // Science in a Free Society. — London: NLB, 1978. Далее при цитировании используется текст русского издания: Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. — АСТ, 2010.
[2] Пружинин Б. И. Псевдонаука сегодня // Вестник Российской академии наук, том 75, № 2 (2005). – С.117.
[3] Фейерабенд П. Случай с астрологией // Наука в свободном обществе. — АСТ, 2010. — С.137-138.
[4] Там же, С.138-139.
[5] Там же, С.139-140.
[6] Там же, С.140.
[7] Там же, С.130-131.
[8] Там же, С.142.
[9] Grim P. Philosophy of Science and Occult / Patrick Grim ed. — SUNY Press, 1982. — С.1.

Темперамент зависит от положения Солнца в момент рождения, установил профессор университета

Согласно исследованию, проведённому профессором Джаянти Чотай (Jayanti Chotai) из университета Умео (Швеция), положение Солнца в момент рождения действительно влияет на характер людей. Профессор делает оговорку, что астрология и созвездия здесь ни при чём, поскольку результаты объясняются плавной сменой сезонов в течение года под влиянием Солнца.

Несмотря на оговорку данный факт говорит в пользу «солнечной» астрологии и тропического Зодиака, более распространённого в западной астрологии чем сидерический. Тропический Зодиак основан на движении Земли вокруг Солнца и имеет чёткую привязку к точкам равноденствия и солнцестояния.

Исследование было основано на анализе данных почти 5000 человек. Результаты показали зависимость темперамента человека от количества солнечного света, полученного матерью во время беременности. Например, женщины, рождённые весной, имеют низкий уровень серотонина из-за долгих зимних месяцев, проведённых ими в утробе. Малое количество этого «наркотика счастья» связывается психологами с импульсивностью и агрессивностью, с неврозами и слабыми социальными навыками, поэтому, как говорит профессор, «такие женщины, вероятно, будут вспыльчивыми, чрезмерно чувствительными и пассивно-агрессивными». Таким образом связь имеется, но профессор говорит только о вероятности проявления тех или иных черт характера. Как известно, именно эта неопределённость и расплывчатость часто служит основой для критики астрологических прогнозов.

Согласно данным исследования мужчины, рождённые с февраля по апрель, предположительно будут иметь высокий уровень допамина, другого поднимающего настроения гормона, увеличивающегося под воздействием солнечного света. По мнению профессора Чотай, «это означает, что они будут обладать такими чертами характера как импульсивность и стойкость». Мужчины, рождённые с октября по январь, имеют низкий уровень допамина и, вероятно, будут нежными и задумчивыми, полагает профессор.

Источники

Hill A. Forget the stars: it's sun that shapes our destiny // The Guardian, 22 April 2007.

Прецессия равноденствий, или 15 минут славы профессора астрономии

В январе 2011 года профессор астрономии из Миннеаполиса, Парк Канкл (Parke Kunkle), сделал видеовыступление, сообщив, что зодиакальная астрологическая система, основанная на «информации 2000-летней давности», абсолютно неверна. По сообщению BBC, выступление профессора весьма неожиданно пронеслось по интернету, вызвав панику в соцсетях — пользователи переживали, что изменится их солнечный знак Зодиака.

В своём видеовыступлении профессор доступно и наглядно объяснил явление прецессии равноденствий, рассказав, почему знаки Зодиака не совпадают с соответствующими созвездиями, как было в те времена, когда знаки были придуманы. Канкл был не первым, кто освещал данный вопрос для тех, кто не знакомился с основами тропической астрологии, в которой знаки Зодиака рассчитываются на основе движения Земли вокруг Солнца и не связаны с созвездиями (положением планет относительно созвездий занимается малораспространённая на Западе сидерическая астрология).

А за 20 лет до Канкла, в 1991 году, любитель-астроном Бен Майер объявил конкурс с премией 10 000 долларов за лучший снимок солнечного затмения 11 июля на фоне созвездия Рака. Шуточный конкурс имел свою цель — «разрешить старый спор между сёстрами — астрономией и древним искусством астрологии».

Большой пользой от конкурса стало обучение интересующихся отличать знаки Зодиака от созвездий, потому как в действительности Солнце находилось в момент затмения 11 июля 1991 года в созвездии Близнецов, но в знаке Рака согласно тропическому Зодиаку. Предполагалось, что каждый, взглянув в тот день на небо, поймёт «правду об астрологии». Однако история умалчивает о том, откуда мог взяться спор между тропическим и сидерическим Зодиаками, и почему астрономия и астрология были объявлены Майером спорящими сёстрами.

Источники


Школа астрологии впервые получила государственную аккредитацию в США

Школа астрологии «Astrological Institute», расположенная в пригороде Финикса, получила в 2001 году аккредитацию от федеральной комиссии. Это позволило студентам школы получать государственные гранты и займы на обучение от Министерства образования США. Считается, что это первая подобная аккредитация, выданная астрологической школе.

Основательница школы, 60-летняя Джойс Дженсен (Joyce Jensen), пыталась получить признание от федеральных властей в течение многих лет. По её утверждению, в августе 2001 для её школы было очень благоприятное время с точки зрения астрологии.

Один из курсов, предлагаемых школой, позволяет научиться тому, «как написать астрологическую колонку» (например, для газеты). После завершения обучения вручается диплом по астрологии и психологии. В школе существует дневное и вечернее обучение. На дневной форме обучения можно получить диплом за 12 месяцев. По словам Дженсен, выпускники обычно начинают собственную частную практику, некоторые устраиваются в целительские или спа-центры.

«Астрологический институт» был аккредитован Комиссией профессиональных школ и технологических колледжей (Accrediting Commission of Career Schools and Colleges of Technology) после того, как была подтверждена квалификация преподавателей школы, и было доказано, что выпускники могут получить работу по полученной специальности. По словам главы Совета по Высшему Образованию Джудит Итон (Judith Eaton), аккредитация не означает признания действенности астрологии, но лишь подтверждает, что школа выполняет свои обещания, данные студентам.

Работники комиссии отметили, что это первый из известных им случаев аккредитации астрологической школы.

Источники

First School Of Astrology Is Accredited // The New York Times, August 28, 2001.

«Астрология — это наука», постановил Высший Суд Бомбея

В феврале 2011 года Высший Суд Бомбея отклонил заявку о запрете работы астрологов в Индии. Своё требование к суду группа активистов обосновывала Постановлением о наркотиках и медицинских препаратах 1954 года, которое запрещает делать ложные заявления в рекламе.

Суд отклонил заявку, основываясь, в частности, на данных под присягой показаниях представителя правительства по контролю над наркотиками и медицинскими препаратами доктора Р. Рамакришны, который сказал:
«Постановление (1954 года) не относится к астрологии и смежным с ней наукам. Астрология это наука, которой доверяют, и которую практикуют уже более 4000 лет»
По сообщению английской газеты The Telegraph, решение Высшего Суда люди встретили с облегчением. В Индии астрологи являются уважаемыми людьми, к которым обращаются для подбора благоприятной даты свадьбы, выборов или по другим вопросам.

Репортёр The Telegraph посетовал, что, несмотря на то, что в течение многих лет учёные пытались избавиться или огородиться от астрологии, они теперь являются с астрологами коллегами, таково решение бомбейского суда. Парадоксально звучат подобные журналистские сетования со страниц газеты, в которой печатаются еженедельные гороскопы.

Ранее, в 2011 году, Высший Суд индийского штата Андхра-Прадеш принял решение, по которому астрология стала академической дисциплиной, по ней теперь можно получить учёную степень в ряде индийских университетов.

Источники

Nelson D. Astrology is a science, court rules // The Telegraph, 04 Feb 2011. Retrieved 02.04.2012.
Horoscopes: Catherine Tennant looks at the week ahead // The Telegraph. Retrieved 02.04.2012.

Made on
Tilda