Альфа Любви
Маргарита & Димитрий Рефери

Пещеры Падмасамбхавы и храмы в Ревалсаре

Место паломничества буддистов, индуистов и сикхов
Озеро Ревалсар (Rewalsar) и одноимённый город находятся в индийском штате Химачал Прадеш. Ревалсар расположен на высоте 1350 метров над уровнем моря, населения — менее полутора тысяч человек.
Озеро и город Ревалсар
Вид на Ревалсар
Озеро считается священным и почитается таковым сикхами, буддистами и индусами. На берегу, как оказалось, маленького озера построены гомпа (тибетский буддийский монастырь), гурудвара (храм сикхов) и целых три индуистских храма.
Колокол во дворе гомпы в Ревалсаре
Колокол в гомпе на берегу озера
Гурудвара была построена, чтобы увековечить месячное пребывание на озере десятого Гуру сикхов Гуру Гобинд Сингха. Индуисты поклоняются озеру, потому что здесь совершал епитимью в честь Бога Шивы мудрец Риши Ломас, в честь которого построен один из храмов. Два других посвящены Шиве и Кришне.
Статуя Падмасамбхавы
Падмасамбхава в лесах над Ревалсаром
Над озером возвышается высокая и массивная статуя Падмасамбхавы. Она возводилась под руководством настоятеля гомпы. В настоящее время работа над статуей уже завершена.

В девяти километрах вверх по горам от озера находятся пещеры Падмасамбхавы, в которых он медитировал, и из которых впоследствии отправился в Тибет проповедовать буддизм. Это было в 8 веке. А в наше время, сразу после наступления Тибетского Нового Года многие буддисты, особенно из Дхарамсалы, совершают паломничества к озеру и в пещеры.
Падмасамбхава на городом и озером Ревалсар
По легенде, до отправления в Тибет Падмасамбхава сотворил в Ревалсаре чудо. Одна из версий этой легенды гласит, что король Манди бросил Падмасамбхаву в костер из-за слухов, что Гуру пытался обучить его дочь Дхарме. Огонь горел целую неделю с огромными клубами дыма, после чего на его месте появилось озеро, в центре которого сидел Падмасамбхава в цветке лотоса. Король раскаялся в своих действиях и отдал свою дочь в жёны Гуру. Тибетцы называют озеро Цо-пема — «Лотосовое Озеро».
Дорога к пещерам Падмасамбхавы
Дорога к пещерам идёт вверх мимо огромной статуи Падмасамбхавы, возвышающейся на городком и озером, поднимается змеёй до верхушки горы, объезжает её и спускается с другой её стороны. По пути растут кедровые рощицы, открываются потрясающие виды. С другой стороны горы находится ещё одно озеро, над которым и находятся пещеры. У входа на священную территорию в специальной лавке продаётся необходимый буддийскому паломнику набор — благовония, спички, лунги. Правда, в данном случае этого не совсем достаточно — еще нужны тапки с присосками и шлем, потому что пол в пещерах отделан мрамором, всюду капает вода и босиком идти очень скользко.
Ступени к пещерам Падмасамбхавы
Ступени, ведущие к пещерам
К пещерам ведут многочисленные ступени вверх по горе. Пройдя через символические ворота-арку, каждый входящий стучит в колокол, возвещая о своём приходе, что мы и сделали. Вероятно, на наш зов появился мальчик, который вызвался нас провожать. Юный местный гид, несомненно, не в первый раз водил приезжих по пещерам и старался провести экскурсию профессионально. Он спросил наши имена, использовал все слова по-английски, которые знал, помогал Маргарите подниматься и спускаться по крутым и опасным ступеням, держа её за руку. В общем, парень оказался настоящим джентльменом.

Заведя нас на первый уровень, мальчик махнул рукой в сторону встроенной в гору веранды.

— Это и есть пещеры?

— Да, да, пещеры!

Внутрь горы ведут два входа, занавешенные по-тибетски вышитой тканью. Ни над одним из входов нет никакой вывески. Не зная, куда войти, кивнули на один из входов, улыбаясь монахине, которая спешила к нам на помощь. Она радостно закивала нам в ответ, белозубо улыбаясь. Отодвинув в сторону занавес, мы зашли в пещеру.

Всех входящих встречает плакат с фотографией Далай-ламы на фоне Солнца. В пещере очень прохладно. Из комнаты в комнату идут узенькие проходы с мокрыми от капающей со стен воды ступенями. В пещеру проведено электричество, которым она освещается, но повсюду стоит полумрак. Стены в комнатах — это выступающая горная порода, а пол покрыт светлым мрамором. Потолки невысокие, а местами и вовсе низкие.
Портреты Далай-ламы и Кармапы в пещере Падмасамбхавы
Портреты Далай-ламы и Кармапы в пещере
В первой комнате расположены многочисленные изображения божеств, охраняемые дивными снежными львами с зеленой гривой, нарисованными на стене. Аккуратно перейдя в следующую маленькую, но со статуями побольше комнату, мы сразу прошли в главную, третью, где в скале вырезана четырёхметровая золотого цвета статуя сидящего в «полулотосе» Падмасамбхавы, украшенная лентами и цветами. Портреты Далай-ламы стоят возле нескольких рядов разноцветных лампочек, предназначенных красиво подсвечивать статую.

Запах благовоний. Напротив статуи в скале вырезано место для отдыха и медитации, обложенное засиженными подушками и матрасиками. В наш приезд на одной из подушек сидел монах, сосредоточенно нараспев читавший мантры, и плавно перебиравший чётки. Однако через некоторое время, видимо, закончив определенный цикл, монах посмотрел на нас, улыбнулся и включил лампочки у подножия статуи. Они засияли фейерверком в пять цветов, символизируя пять элементов жизни.
Статуя Падмасамбхавы
Статуя Падмасамбхавы в пещере
Золотой Падмасамбхава как бы влит, впаян прямо в стену. Много веков назад Он здесь медитировал — вверху пещеры есть просвет, из которого на макушку Падмасамбхавы нисходят солнечные лучи, соединяя его с Небом, с Всевышним миром. Он здесь получал вдохновенные идеи, и глаза у него изображены соответствующие — это явно инсайт, озарение.
Статуя Мандаравы
Мандарава, супруга Падмасамбхавы
Осторожно ступая по мокрым мраморным плитам и ступеням, мы выбрались из пещеры. Там было ооочень скользко, и слава Падмасамбхаве, что мы отделались лишь одним синяком, поскользнувшись на самой мокрой ступеньке. Выйдя на улицу, мы первым делом погрелись на солнышке после студёных каменных стен. Неподалеку нас поджидал наш парнишка-провожатый. Полагая, что теперь нам пора где-нибудь разместить купленные лунги и возвращаться, мы осмотрелись в поисках подходящего для молитвенных флажков места. Но юный гид позвал нас наверх, сообщив, что там есть ещё пещеры. Удивившись, мы последовали за ним. Он довёл нас до низенькой постройки, завёл внутрь и показал на крутые ступени, ведущие в какой-то подвал.

— И что? Нам туда?

— Да, это вторая пещера!

Подошедшая монахиня с ключами открыла нам дверь. Комнатка совсем маленькая. Стоят десятки масляных свечей, одну из которых мы взожгли Падмасамбхаве.
Лунги над пещерами Падмасамбхавы
Лунги над пещерами
Теперь лунги. На площадке между деревьев и столбов натянуто множество веревок с развевающимися по ветру разноцветными флагами. Появился второй паренёк чуть постарше, и на пару с первым они разместили наши флажки на верхушках стоящих там столбов.

Мы стали на вершине горы, повернувшись лицом к солнцу и ветру. Под нами пещеры, где Учитель Падмасамбхава много веков тому назад медитировал — это святое таинственное место, а вокруг такая умиротворенность и красота. Там внизу озеро и шарообразные кедры, а дальше до самого горизонта горы, горы, обступившие нас со всех сторон.
Красивые горы
Вид с горы
— Идёмте.

— Куда?

— Ещё пещера!

Ещё?! Двинулись следом. Теперь уже идти пришлось подольше. Солнышко припекало, и с нас начал лить пот. Парни подвели нас к очередному ярусу многоступенчатой горы, на которой мы находились. Перед нами предстал поросший травой подъём под углом в 70−80 градусов. Ступеньками служили обломанные кусочки мрамора площадью 15 на 20 или того меньше.

— Ну как, полезем?

— Раз уж приехали, то пошли, но только аккуратно.
След Падмасамбхавы в пещере
След на стене третьей пещеры
Наши помощники с двух сторон нас страховали и придерживали. До пещеры добрались практически на одном вдохновении. В небольшой комнате — отпечаток ноги Падмасамбхавы в скале, портреты и образы буддийских учителей, которым мы поставили благовония и масляную свечу. Монахиня заботливо предложила нам белые стульчики, чтобы мы могли отдохнуть. Ступеньки в обратную сторону нас ждали отвесные, а один синяк у нас уже к тому времени был, поэтому мы охотно согласились перевести дух. Сложный спуск прошёл успешно, и мы бодро зашагали дальше вниз. Мальчишки не отпускали Маргариту, так и шагали, держа её за руки, хотя уже не было в том никакой необходимости.

На веранде у первой пещеры, мы встретили путешественников из Европы с чашками чая масала в руках. Монахини подавали чай и принимали пожертвование на окончание строительства статуи Падмасамбхавы над Ревалсаром (в настоящее время работа уже завершена). Мы выпили по чашке чая, сделали пожертвование и, получив памятную расписку, направились к своей машине. У джипа наши провожатые получили заработанные деньги и тут же отдали их родителям, которые оказались управляющими местной торговой лавкой. Семейный бизнес.

Данная статья написана по материалам книги «Альфа Любви»